Из опыта работы учителя биологии, Чотчаевой Ж.М.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №16

города-курорта Кисловодска

Из опыта работы учителя биологии, Чотчаевой Ж.М.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта Кисловодска

 

 

Обобщение

опыта работы учителя биологии

Чотчаевой Джансурат Магомедовны

по теме

«Реализация экологического

образования в условиях

модернизации образования»

 

 


Обоснование выбора темы:

 

Бурное развитие научно-технического прогресса, утверждение в обществе психологии потребления создали иллюзию беспредельного могущества человека. В век развития информационных технологий наряду с резким прорывом научного прогресса отмечается резкая тенденция к изолированности людей от природы. От земли, от других людей. Сегодня стало очевидным, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств через духовные и социально-психологические основы экологического мировоззрения.

Необходимо, начиная с детских лет, овладеть нормами правильного отношения к природе, развить в каждом члене общества чувство ответственности за сохранение и преумножение природных богатств, обеспечить формирование экологического сознания.

 

Цели и задачи: Развитие у детей чувства причастности к решению   экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе школы, в городе.

 

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

2.Совершенствование системы контроля  знаний учащихся.

3. Изучение методики проведения мероприятий по реализации концепции охраны здоровья учащихся.

 

Этапы проработки материала:

1  Изучение литературы по данной теме. 

2 Серьезные научные методы исследования состояния  природы адаптировать к школьному возрасту, чтобы при этом они не теряли своей научной и  социальной значимости.

3. Разработка практических работ экологического содержания с элементами

мониторинга.

4. Создание творческих групп.

 

Чей опыт изучался:

1.Карелова В.А. учитель биологии МОУ СОШ 16.

2.Прокопова Г.Д. учитель географии и биологии МОУ СОШ 16

3.Одарченко А.А учитель биологии Лицея 4

4.Корякина Н.И. Жевлакова М.А. Кириллов П.Н..  Дом творчества

С.-Петербург

 

С кем осуществлялось сотрудничество при работе над темой:

 

1.Учитель биологии МОУ СОШ №16 Кочаровой Е.С.

2.Герасименко Т.В. педагог МОУ ДОД МТ Станции юных натуралистов

 

Литература, изученная по теме:

1.Биология в школе №№7. 2002г.. 7.2001г. 1.2002г. 2.2000г.

2.Методическое пособие для занятий с учащимися. И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Д.С. Ермаков.

3.Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Касаткина  Н. А.  Издательство «Учитель» Волгоград 2007. 

 

 Краткое описание работы:

Для организации экологически ориентированной деятельности школьников, я  использую такую форму организации, как проекты.

В основе метода проектов -  развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую.  При  организации работы над проектами  используются разнообразные виды деятельности: исследовательская, познавательная, эстетическая, коммуникативную.

Исследовательская деятельность имеет четко продуманную структуру:

актуальность темы, проблема, объект исследования, цель, выводы.

Большую исследовательскую работу провела ученица 11 класса (2007 г.)  Ханина  Дарья. В течение  нескольких месяцев она проводила опрос среди учеников школы с 5-го по 11-й класс об их отношению к курению, в результате был составлен мониторинг.

В рамках творческого проекта я привлекала к работе учащихся  5-го класса. Были выпущены стенные газеты, некоторые из которых  были  выставлены общегородской конкурс «Юных экологов» (Работы учащихся 5б класса Абрегова Рината, Алексейченко Беатриссы, Акопян Ноны были удостоены дипломами Городского Совета ВООП).

Практико-ориентированные проекты  отличаются четко обозначенными с самого начала характером деятельности его участников. Результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы  самих участников. Интересно  было проведено мини-исследование «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию?»    Я совместно с учениками провела анкетирование  учащихся и родителей, изучили наиболее популярные модели используемых электроприборов, чтобы выяснить, какие из них потребляют меньшее количество электроэнергии.  В результате  были разработаны практические рекомендации по экономии электричества.

Кроме перечисленных форм работы я использую интерактивные

технологии, например, тренинг. Его достоинства  заключаются в высокой

самостоятельности и творческой активности учащихся; опора на максимальное  использование личного опыта участников, предоставление  каждому возможности проявить себя; «проигрывание» различных  ситуаций, которые могут возникать в реальной  жизни.

Очень важно, что дети учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других людей и уважать его. В 5а классе был проведен  тренинг по теме «Учимся решать экологические проблемы».

  Класс был разделен на малые группы по 5-6 человек, учащимся было предложено выполнить определенные задания.  В ходе коллективного обсуждения дети пришли к выводу, что каждый может внести посильный вклад для решения общей проблемы.

 

 Выводы об эффективности  работы над темой и ее практической ценности:

1.     Применение данной системы занятий способствует более тесному взаимодействию педагогов и детей между собой и с окружающей средой.

2.     Возможность поэтапной практической деятельности по достижению намеченных  целей.

3.     Возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие  шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности.

4.     Предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному  усмотрению.

 

Данная форма организации деятельности школьников является практически

 ценной, т.к. участие в разнообразных видах экологически ориентированной

деятельности представляет благоприятные условия для развития личности

школьника.

 

Чотчаева Ж.М.

учитель биологии МОУ СОШ № 16

 

Дата последнего обновления страницы 05.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения