Положение о совете по профилактике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №16

города-курорта Кисловодска

Положение о совете по профилактике

 

 

Утверждаю _______________

Директор МОУ СОШ № 16

В.А.Щербаков

Положение

о совете по профилактике

правонарушений и безнадзорности

среди несовершеннолетних

 

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Профилактический совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

• разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

• разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

• проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

• проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

• организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

• защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной Конвенции ООН по правам ребенка).

Состав Совета по профилактике утверждается приказом директора школы.

Работу возглавляет социальный педагог школы или заместитель директора по воспитательной работе.

В состав Совета также входят представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, методического объединения классных руководителей блока дополнительного образования, медицинской и психологической служб школы.

 

Совет по профилактике имеет право:

• вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

• представлять по данной проблеме педагогический, ученический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

• рассматривать отчеты классных руководителей, представителей блока дополнительного образования, учащихся школы;

" приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства Управ районов и в ПДН ОВД по месту жительства;

• ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона № 120 -ФЗ от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.



 

Приложение 2

Основные направления работы школы с «трудными» учащимися

Изучение «трудных»

Изучение «трудных» учащихся, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

Диагностическая карта «трудного»

1. Выявление «трудных» школьников с I по XI класс, составление карточек на каждого из ни с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с «трудными»

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успех», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.


 

Перечень рекомендуемой документации (профилактика безнадзорности и правонарушений)

1. Банк данных.

(Дети и подростки с девиантным поведением. Внутришкольный учет).

- Анкеты, характеристики, тестирование;

- заключения, рекомендации психолога;

- заключения, рекомендации школьного врача;

- рекомендации профконсультанта;

- документы из ОППН, КДН;

- акты обследования, характеристики семьи;

- учет успеваемости;

- учет посещаемости школьных занятий;

- занятость, внешкольная деятельность.

2. План работы.

3. План работы Совета по профилактике.

4. Учет индивидуально-воспитательной работы.

5. Работа с родителями.

6. Совместная работа с ОШШ, КДН, общественными организациями района. (План, письма, акты, ходатайства, ответы).

7. Документация на учащихся школы, прошедших комиссию по раннему отчислению.

8. Учет занятости детей и подростков, стоящих на внутришкольном учете в каникулярное время.

9. Показатели мониторинга аналитической деятельности. Анализ работы за год.

Общие сведения об учащихся, стоящих на внутришкольном контроле

№ п/п

Ф.И.О.

Причина постановки на учет

Номер учетной карточки

Класс

Когда поставлен на учет и кем

Когда снят с учета и кем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

Примерный перечень мероприятий по работе школы с «трудными» детьми

• Выявление педагогически запущенных детей.

• Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

• Ведение картотеки «трудных» детей.

• Встречи с работниками ПДН.

• Правовое просвещение «трудных» подростков.

• Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

• Проведение семинара «Трудный подросток» для родителей.

• Организация работы Совета по профилактике правонарушений при директоре.

• Проведение педагогических советов «Работа с трудновоспитуемыми», «Работа с семьями педагогически запущенных детей».

• Организация клубов для «трудных»: выходного дня, на один вечер и др.

• Психологические консультации для детей и родителей.

• Организация психолого-педагогических консилиумов.

• Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

• Индивидуальная работа с «трудными».

• Организация индивидуального наставника (социальные педагоги, старшеклассники).

• Вовлечение «трудных» подростков в воспитательные центры, кружки, секции.

• Организация летних лагерей, туристических клубов.

• Организация работы спортивных секций.

• Проведение военизированных игр для подростков.

• Проведение круглых столов «Уроки детского досуга», «Мы и наши дети» и др.

• Организация игр - упражнений и игр-тренингов для «трудных» подростков: «Рыцарский турнир», «День фантазера» и др.


 

Приложение 4

Организация помощи «трудным» детям

Формы помощи

Организация педагогической помощи:

1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя)

4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

Организация медицинской помощи:

1. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.

2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

3. Половое просвещение «трудных» подростков.

4. Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.

Организация психологической помощи:

1. Изучение психологического своеобразия «трудных» учащихся, посещение уроков.

2. Выявление проблем семейного воспитания.

3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.

4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» школьников:

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

3. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства.

4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных», участие в спортивных секциях и кружках.


 

Методические рекомендации окружного управления образования по работе социального педагога.

Примерные должностные обязанности социального педагога

Социальный педагог образовательного учреждения:

- Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

- Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни.

- Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

- Выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

- Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.

- Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

- Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

- Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

- Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

- Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшими в экстремальные ситуации.

Социальный педагог должен знать:

Конституцию РФ;

- Законы РФ;

- Решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования;

- Конвенцию о правах ребенка;

- Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;

- Общую и социальную педагогику;

- Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;

- Основы валеологии и социальной гигиены;

- Социально-педагогические и диагностические методики;

- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Основные требования к планированию работы социального педагога

Направление деятельности

Виды работ

Время проведения

Ответственный

1. Профилактическое

Лекции. Беседы. Классные часы. Уроки «Право и ответственность», «Граждановедение»... Работа с ОППН. Курс «Профилактика зависимостей»...

 

 

2 .Индивидуально-воспитательная работа

Беседы. Работа с психологом. Совместная работа с классным руководителем. Обследование жилищно-бытовых условий.

 

 

3.Правовой всеобуч.

Лекции. Изучение правовых документов, Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право»... Права и обязанности школьников и т.д.

 

 

4.Работа с родителями.

Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)

 

 

5. Реализация программы «Каникулы»

Занятость детей групп риска. Трудовая деятельность, организация лагерей.

 

 

6.Внеклассная работа.

Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Неделя прав». Общешкольные мероприятия: «Брейн-ринг», КВН…. Посещение театров, музеев (музей МВД). Трудовая деятельность.

 

 

7. Профориентационная работа

1. Диагностика.

2. Лекции.

3. Подбор учебных заведений.

Классные часы

 

 

8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.

1. Заседание.

2. Рейды.

Работа с родителями.

 

 

9. Внешние связи

1. Управа.

2. ОППН.

3. Центр «Перспектива»

4. Клубы, кружки, секции.

 

 

Рекомендации к составлению плана работы социального педагога школы

(Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних)

Основные направления деятельности

Совместная деятельность должностных лиц

Время выполнения

август 2003г. – июль 2004г.

Диагностическая деятельность

Психолог, классный руководитель

 

Индивидуально-воспитательная деятельность

Психолог и профконсультант, инспектор ОППН

 

Просветительская

Психолог, совет ученического самоуправления

 

Реализация программы «Семья»

Психолог, классный руководитель

 

Организация и проведение общешкольных мероприятий

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, учащиеся, доп. образование

 

Реализация программы «Каникулы»

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, доп. образование

 

Реализация программы «Социум»

ОППН, КДН. Общественные организации района,

 

Всеобуч

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, председатель КДН, инспектор ОППН, родительская общественность

 

Профориентация

Организация временной трудовой занятости.

Зам. директора по воспитательной работе,

 

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

ОППН, КДН, центр труда и занятости, система УДО

 

Мониторинг

Аналитическая деятельность

Психолог, классный руководитель, Зам. директора по учебно- воспитательной работе, Зам. директора по воспитательной работе, инспектор ОППН.

 

Циклограмма работы социального педагога на I полугодие учебного года

Сентябрь

Уточнение и утверждение плана работы на год, согласование общешкольных мероприятий для детей группы "риска" с районными и окружными структурами (КДН, Управа, Центр занятости населения и т.д.).

Создание, уточнение банка данных детей, стоявших на внутришкольном учете.

Создание трудовых (постоянно действующих) объединений молодежи на осенний период на договорной основе с МЦТЗМ "Перспектива" - благоустройство территории микрорайона и школьной территории.

Выявление выпускников школ (9, 11 кл.), не определивших сразу деятельности, решение проблемы их занятости совместно с Центром социально-трудовой адаптации молодежи, оказание им психологической поддержки.

Привлечение родителей к решению данной проблемы (выступление психолога, начальник ЦСТАМ) на родительских собраниях. Или проведение родительских собраний (9, 11 кл.) на базе Центра.

Октябрь

Совещание - У О.

Формирование плана работы на осенние каникулы, согласование мероприятий со всеми службами в микрорайоне.

Участие в акции "Профессиональный выбор" по согласованию с Центром "Перспектива" (компьютерное тестирование).

Поддержка деятельности трудового объединения.

Начало работы по правовому воспитанию для учащихся, родителей.

Ноябрь

Организация осенней оздоровительной кампании.

Подведение итогов работы в осенние каникулы. Проблемы, перспективы. Обсуждение данного вопроса на педсовете.

Планирование работы на зимние каникулы (списки детей, желающих работать в городском ЛТО по заданию Управы:

- уборка территории;

- заливка катка в микрорайоне; возможен договор с "Перспективой".

Проведение акции "Подросток":

- выявление выпускников, ничем не занятых.

Планирование акции "Профессиональный выбор" для детей группы "риска".

Декабрь

Подготовка зимней оздоровительной кампании.

Систематизация картотеки на детей группы "риска". Проведение родительских собраний в 9-х классах по результатам работы с психологом (построение карьеры).

Организация Всемирного Дня по борьбе с курением.

До 20.12 - сдача данных об организации отдыха детей группы "риска".

Январь

Организация зимней оздоровительной кампании.

До 10.01 - сдача отчета об организации зимнего отдыха детей группы "риска.

До 20.01 - представление отчета по итогам I полугодия по форме УО.

Один раз в месяц:

- организация рейдов в рамках операции "Подросток" совместно с ОПП.

Регулярно:

- участие в работе комиссии КДН;

- индивидуальная работа с учащимися и родителями;

- организация внеурочной занятости подростков.

Рекомендации по оформлению кабинета правовых знаний в общеобразовательном учреждении

1. Материалы по нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса:

Конвенция о правах ребенка;

Закон «Об образовании»;

Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

другие правовые документы.

2. Материалы по проблемам наркомании, алкоголизма, табакокурения (книги, брошюры, правовые документы, рекомендации по лечению и профилактике).

«Куда обратиться за помощью» (телефоны и адреса организаций, оказывающих психологическую, юридическую, медицинскую и социальную помощь семьям и подросткам).

Правовые документы по административному, уголовному, семейному праву.

Материалы по профориентационной работе.

Видео материалы по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений.

Методическая литература социального педагога.

Телефоны и адреса государственных и общественных организаций, с которыми сотрудничает школа.

Социальные паспорта (округа, микрорайона, школы, класса).

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения